+7(902)799-11-10
+7(3424)26-45-10
nekropol47@mail.ru
8(902)799-11-10
nekropol59

Некрополь

мемориальные услуги

Долгая дорога домой

Победа в Великой Отечественной войне, наша победа далась стране ценой жизни людей, живых, настоящих, каждый из которых нёс свою историю любви, жизни, смерти. Потому так важно знать их всех – тех, кто стоял у станков и пахал до обмороков на полях в тылу, кто партизанил в оккупированных землях, кто шёл под шквальным огнём неприятеля, отбирая у него свою – нашу – землю и свободу. Восстановлено ещё одно имя героя, достойного вечной памяти – Василий Иванович Юркин.

Победа в Великой Отечественной войне, наша победа далась стране ценой жизни людей, живых, настоящих, каждый из которых нёс свою историю любви, жизни, смерти. Потому так важно знать их всех – тех, кто стоял у станков и пахал до обмороков на полях в тылу, кто партизанил в оккупированных землях, кто шёл под шквальным огнём неприятеля, отбирая у него свою – нашу – землю и свободу. Восстановлено ещё одно имя героя, достойного вечной памяти – Василий Иванович Юркин.

Гайтолово, 2016

Пусть поисковые отряды нынче не в моде, они ещё существуют, и именно благодаря «поисковикам» возвращаются из небытия имена тех, кто сражался за Родину. Ребята идут по следам боёв, возвращая останки павших бойцов далёким потомкам героев. В сентябре 2015 года в Ленинградской области поисковый отряд «Суворов» (г. Коломна) обнаружил тела двадцати двух бойцов Красной армии. Они погибли 23 января 1943 года во время операции «Искра» – при взятии Синявинских высот. И среди этих солдат, что поднялись во весь рост в последней атаке, был и наш земляк Василий Юркин.

Из смертного медальона:Юркин Василий Иванович, 1909 г.р.
Сержант, минометчик 71 стрелковой дивизии.
Призван Ворошиловским РВК.
Уроженец д. Лекмортово Боктюгшского с/с
Ворошиловского р-на Молотовской обл.
Семья: отец – Юркин Иван Яковлевич, адрес тот же.
Жена – Токарева Зинаида Павловна, Молотовская обл., г. Березняки, ул. Тельмана, д. 14, кв. 12.

Кто теперь вспомнит, что он кричал, вставая во весь рост под огнём неприятеля? Каким он был – смешливым или серьёзным? О чём мечтал? Ему теперь навсегда тридцать четыре года. И навсегда – сержантские погоны и болотистая земля под Ленинградом, изрытая шквальным огнем. Всего-то вещей – алюминиевая ложка, латунный «смертник» и зажигалка. И нет никого, кто принёс бы цветы к братской могиле. Нет! Мы ещё живы. В наших силах быть неравнодушными к памяти павших героев страшной войны. Прочитав в «Березниковском рабочем» (No153 от 22.10.2015 г.) о розыске родственников погибшего сержанта-минометчика, Екатерина Ковалёва, член местного молодёжного парламента, решила обеспечить захоронение Василия Юркина на нашей земле. Екатерина Валерьевна обратилась напрямую в поисковый отряд «Суворов» с просьбой передать останки бойца березниковской мемориальной компании «Некрополь». «Некрополь» взялся на свои средства перевезти останки воина и организовать захоронение на братском кладбище Усолья – там, где во время войны стояли эвакуационные госпитали. Стоит отметить, что это не первая инициатива такого рода – к 70-летию Победы ООО «Некрополь» участвовало в реконструкции и реставрации памятных мест и сооружений в Усольском районе. Помогли «Некрополю» также ООО «Служба ритуальных услуг» (г. Соликамск; директор В. Палкин) и фирма «Параграф» ИП А. Н. Архипов.

Дело Екатерине Ковалёвой и «Некрополю» предстояло многокилометровое: останки троих бойцов, в том числе и нашего земляка, найденные при селе Гайтолово Ленинградской области, поисковики привезли в Коломну – туда, где базируются сами; из Коломны нужно было забрать, перевезти в Усолье и предать земле прах нашего земляка-воина.

Гайтолово, 1943

18 января 1943 года были взяты Рабочий посёлок No1, Шлиссельбург и Липки, на улицы Ленинграда вышли радостные горожане, пережившие блокаду. У всех в сердцах горела надежда. Однако немцы не собирались так просто отдавать подступы к городу Ленина. Общий фронт 67-й и 2-й ударной армий, в составе которого воевала 71 стрелковая дивизия Василия Юркина, ещё не был достаточно плотным, и около 8 000 окружённых немцев, рассредоточившись и бросив тяжёлое вооружение, к 20 января вышли из окружения. Отступая, немецкие войска заняли заранее подготовленную позицию на линии Рабочий посёлок No6 – Синявино – западная часть рощи Круглая.

Знаменитые Синявинские высоты. Вскоре немецкое командование дополнительно перебросило в этот район части 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий. Перед советской 2-й ударной армией оказалась мощная укреплённая полоса, состоящая из опорных пунктов, соединённых в единую систему двумя облитыми водой, превратившимися в ледяные крепости земляными валами высотой до полутора и толщиной до двух метров. На переднем крае у немцев было свыше 400 пулемётных точек и артиллерийских орудий, сплошная сеть заграждений и минных полей. Эта укреплённая линия для 2-й ударной армии начиналась у Рабочего посёлка No6, заканчивалась – у Гайтолово. Однополчанин Юркина связист Павел Семёнов вспоминал те дни в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (No008 от 18.01.2007 г.):

– Помню, как, захватив один из вражеских блиндажей, мы увидели внутри удивительную картину. Оказывается, немцы основательно устроили здесь

свой быт: спали на мягких кроватях, сидели в мягких креслах, а стены блиндажей украсили наворованными картинами. Наш полк во время боёв за рощу Круглую понёс ощутимые потери. Когда мы выходили из Карелии, нас было 1 200 человек, а к 25 января осталось всего лишь 486. Здесь, у Синявинских высот, была настоящая бойня. Только за последнюю декаду января 1943 года Советская армия потеряла убитыми и ранеными около 43 000 человек, среди них – погибший 23 января 1943 года Василий Юркин. К началу февраля наладилось железнодорожное сообщение с Ленинградом. Поезда с продовольствием шли непрерывно, невзирая на артобстрел со всё ещё не отбитых у врага Синявинских высот. К этому времени младший сержант-миномётчик Вася Юркин уже был похоронен в братской могиле у села Гайтолово. А чуть позже погибли и те, кто его хоронил, кто знал об этой братской могиле, но не успел передать информацию о ней – там, под Ленинградом, было очень жарко в конце морозного января 1943 года.

Коломна, 2016

21 мая мы с Екатериной Ковалёвой отправились в подмосковную Коломну, забирать останки Василия Ивановича Юркина для перевозки на родину.

...Бойцы смеются, громко переговариваясь, хлопают друг друга по плечам, говорят по телефонам и кажутся статистами исторического фильма, но в воздухе всё-таки чувствуется некоторое напряжение. Шу-у-ух – и на Коломну падает стена дождя. Зрители моментально щетинятся зонтиками, журналисты разбегаются под деревья, а бойцы накидывают плащ-палатки и проверяют оружие. Минут пятнадцать льёт от души, а потом так же внезапно все прекращается. Солнце. И снова недолгая стена дождя, словно небо переводило дух. Наконец погода налаживается и динамики оживают:

От героев былых времён не осталось порой имён...

Сегодня совпало многое – 20-летие поискового отряда «Суворов», 15-летие военно-исторического клуба «106-й отдельный инженерно-саперный батальон», но главное – сегодня трое бойцов, в том числе наш земляк Валерий Юркин, наконец-то отправятся домой. Спустя более полувека их судьба выплыла из небытия, они обрели имена и звания, историю короткой жизни и мужественной смерти. Вместо длинных речей тут, в Коломне, решили отдать дань памяти героям по-военному – реконструкцией боя. В ней приняли участие представители более двух десятков военно-исторических клубов из Коломны, Переславля-Залесского, Воскресенска, Каширы, Подольска, Рязани, Клина, Минска, Москвы.

Воздух пронзил набат: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!».– В ходе 50-дневных непрерывных боев на Курской дуге советские войска разгромили военную машину вермахта... – рассказывает ведущий. Тем временем в центре овражка полуразрушенная деревня, в стороне – небольшое кладбище оккупантов, на пригорке у колодца – могила красноармейца. Спускаются наши. Их приветствуют женщины и дети. Внезапно один из мальчишек, ускакавший было к деревьям вверху овражка, летит обратно с криком: «Немцы! Немцы!» Командир отправляет группу разведчиков, те натыкаются на немецких парашютистов. Перестрелка. Немцы отходят, один, раненый, взят в плен. Его волокут в лагерь, оказывают первую помощь и начинают допрос, но там, среди деревьев, немцы разворачивают пушку ПАК-36.

– Пушка! Там вверху пушка! Осторожно! – не выдерживая напряжения, пронзительно кричит юная зрительница-девчушка лет десяти, отчаянно махая нашим бойцам из-за оградительной ленты. Но её крик тонет в грохоте первого выстрела орудия. Бах! – и взлетают комья земли – бах!Если оглянуться, то видно, что вокруг – жилой район мирного города ХХI века: ухоженные многоэтажки, припаркованные автомобили... Но тут, в овражке, время вернулось в 1943 год. Здесь – война. Здесь пушечные снаряды выгрызают куски земли, полыхает страшным пламенем огнемёт, стрекочут автоматы. Бойцы гибнут, медсестры вытаскивают раненых... Несмотря на потери, немцы пытаются прорваться и бросаются в атаку. Рукопашная. И все замирают. Минута молчания. В глазах у людей стоят слёзы.– За 20 лет работы поисковым отрядом «Суворов» были найдены останки 5 774 бойцов и командиров Красной Армии. Установлено 2 414 имён... Все солдаты, останки которых мы сегодня передаём для захоронения, погибли героями, встав во весь рост в последней атаке... – голос ведущего звенит в тишине. – Для захоронения на малой родине... со всеми воинскими почестями... останки бойцов передаются...Почтёный караул поднял раки и торжественным шагом двинулся по дороге через овражек – к грузовику, на борту которого было написано одно-единственное слово – «Домой». Когда караул поравнялся с отрядом реконструкторов, те вскинули вверх оружие и грянул настоящий воинский салют. После третьего, последнего залпа тишину разорвалоещё раз: словно подхватив эстафету, раскатисто и оглушительно грянуло небо. И тут же раскаты грома перешли в злой долгий ливень.

Усолье, 2016

3 июня на Братском кладбище города Усолье останки Василия Юркина были преданы родной для него земле. На митинге, посвящённом этому – первому в истории Усольского района подобному событию, собрались представители администрации, сотрудники Усольского историко-архитектурного музея «Палаты Строгановых», Отдела военного комиссариата Пермского края по г. Березники и Усольскому району, бойцы Березниковского ОМОН, ветераны, просто неравнодушные люди. Они почтили память воина, защищавшего Родину. Личные вещи Василия Юркина были переданы на вечное хранение в музей, их принял сотрудник Усольского музея Виктор Цыпуштанов.

– Я счастлива, что смогла поучаствовать в таком важном и ответственном деле, как захоронение останков воина Великой Отечественной войны, – сказала Екатерина Ковалёва. – Я прикоснулась к истории и я испытываю глубокие чувства, которые сложно поддаются определению. Я могу своему ребёнку рассказать о том, что сделала. Если снова потребуется помочь в подобном деле, я готова.

В могилу солдата насыпали горсть ленинградской земли, которую он оросил своей кровью, – по древнему обычаю. Священник провёл отпевание

– по православному обычаю. Над могилой солдата прозвучал троекратный залп – это ОМОНОВцы почтили память солдата по воинскому обычаю. Путь домой Василия Юркина был почти вдвое длиннее, чем его жизнь – 73 года. Но благодаря всем неравнодушным людям – «поисковикам» из Коломны, «Некрополю», «Параграфу», соликамской службе ритуальных услуг, березниковскому ОМОНу, Екатерине Ковалёвой, наш боец наконец вернулся домой. И мы будем его навещать, приносить цветы и передавать эстафету памяти дальше – от поколения к поколению. Будем?

Яндекс.Метрика